РФ поднимает ставки после визита Путина в Китай: новая эскалация, переговорный процесс, разговоры о завершении войны и выборах

Возвращение Владимира Путина из Китая ознаменовалось новой волной эскалации войны. Россия нанесла ракетный удар по зданию Кабмина в Киеве, начала активнее бить по тыловым регионам, а её беспилотники достигли территории Польши. Эти атаки сопровождаются почти полной тишиной со стороны Кремля относительно возможных переговоров. Если раньше Москва на уровне заявлений или "сигналов" пыталась обсуждать тему переговоров, то сейчас риторика свелась почти к нулю.

В то же время активно обсуждается роль Китая, который фактически получает выгоду от продолжения войны в Украине. Заявления китайских дипломатов открыто подтверждают: конфликт отвлекает ресурсы Соединённых Штатов от Индо-Тихоокеанского региона, что на руку Пекину. Параллельно Россия демонстрирует готовность воевать дальше, пытаясь морально давить на Украину и убедить Дональда Трампа, что именно Киев должен уступить для прекращения огня.

Что стоит за новой волной ударов, чего добивается Москва, какую роль в этих процессах играет Китай, как Индия балансирует между Москвой и Вашингтоном, что означает "польский сигнал" для НАТО и почему переговорный процесс фактически зашёл в тупик? Об этом и об иллюзиях относительно "быстрых выборов" и "предвыборного бюджета" Украины "ОстроВ" поговорил с политологом Андреем Городницким.

– После возвращения Путина из Китая заметно увеличились удары вглубь Украины – ракета по Кабмину, даже беспилотники по Польше. В то же время риторика России относительно переговоров почти стихла, даже в виде простых разговоров. Если всё это сложить вместе, что это означает?

– В любом случае то, что сейчас происходит в пространстве, оно скомбинировано. Это не только то, что Путин был в Китае. Это и то, что он был на Аляске. Тут важно понять: Трамп неправильно выстроил коммуникацию с Путиным и дал ему возможность осуществлять те шаги, которые он делает, конечно же, также с благословения Си Цзиньпина. Мы прекрасно помним информацию о том, как Ван И заявлял, что война в Украине выгодна Китаю. И это действительно так, точнее – продолжение этой войны.

Почему?

– Потому что она отвлекает все силы Соединённых Штатов Америки, которые должны были бы концентрироваться на Индо-Тихоокеанском регионе, на вопросах Китая, а вместо этого заняты Украиной и Европой. Это действительно так. На данный момент Россия может себе позволить эскалацию. По крайней мере сейчас, потому что дальше будет сложнее.

То есть они хотят выйти на определённый пик, показать, что максимально не отступят, и морально зажать Украину. Тем самым они пытаются убедить Трампа, что давить нужно не на Россию, а на Украину – так будет проще закончить войну. Логика России сейчас именно такая.

– То есть Путин не хочет прекращать огонь?

– Когда говорят, что Россия не хочет прекращать огонь – это неправда. Россия хочет прекратить огонь, но есть несколько "но". Первое – это капитуляция Украины. То есть огонь прекратится на условиях капитуляции. Второе – как минимум частичное снятие санкций с РФ. И третье – не мешать России продолжать политику безнаказанности не только в Украине, но и во всём регионе. Если эти условия выполнены – тогда она прекратит огонь.

В другом случае ей это не интересно, потому что это означает стагнацию, и вариантов существования у России останется очень мало. Она это прекрасно понимает и именно это продвигает Трампу. Вместе с тем и Трамп осознаёт, что эти условия невозможны.

В то же время открывается ещё одна перспектива – прекратить огонь и начать сотрудничество с Соединёнными Штатами. Здесь есть нюансы. Китай этого не слишком хочет, но и ничего не делает, чтобы этого не произошло. Он фактически не финансирует Россию в экономическом плане, мы не видим никакой поддержки в сфере ресурсов. Зато в военной сфере поддержка есть – и непосредственно, и через Северную Корею. Не бесплатно, но идёт. Всё остальное – пока "ноль".

– То есть неправильно говорить, что Си Цзиньпин прямо "благословил" Путина продолжать и усиливать войну?

– Говорить, что Си благословил Путина усилить войну – неправильно. Гипотетически это возможно: мол, радикализируй ситуацию, у тебя появится больше шансов получить желаемое. Но вариантов у Путина немного. Чем слабее он действует на фронте, тем меньше шансов получить прекращение огня на своих условиях. Логика простая. Это выгодно и Си, и Путину. Сказать, что Си его подталкивает – сложно. Но то, что он не возражает – это 100%.

– Кстати, недавно Зеленский публично упрекнул Китай в отсутствии желания заставить Россию прекратить войну. Можно сказать, что в Украине меняется риторика относительно Китая?

– Очень медленно. В целом относительно Китая всё сложно. Во-первых, это наш крупнейший торговый партнёр. Во-вторых, мы не знаем, как правильно строить отношения. Некоторые украинские политики до сих пор верят, что мы можем перекинуться на сотрудничество с Китаем – сидеть на двух стульях. Так оно не работает. Всегда нужно выбирать. И в реальности Китай – наш враг.

Но в дипломатии не существует чёрного и белого. В идеальном мире всё было бы так: если ты враг – мы с тобой не сотрудничаем и не даём тебе зарабатывать. В жизни всё иначе. Есть война, Россия хочет нас уничтожить, но мы и дальше покупаем через третьи страны огромное количество её ресурсов. Например, через Индию. Потому что в последнее время 15% нефти, которая шла из Индии, фактически была российской.

Поэтому вопрос Китая очень сложный. Но мы должны ставить более жёсткие дипломатические условия. Потому что экономически мы для Китая не представляем никакого веса, а дипломатически можем требовать большего. Китай играет там, где не нужно, и этим пользуется.

– Относительно Индии, о которой вы упомянули. Она неожиданно присоединилась к военным учениям "Запад-2025" в Беларуси. И даже иностранные СМИ написали, что это выглядит как пересечение "красной линии". По Вашему мнению, это сигнал для Соединённых Штатов, или у России появляется новый союзник?

– Нет, Индия точно не союзник России. Это просто ещё один очередной медийный реверанс – показать, что мы самостоятельные, что мы можем сами выбирать, что нам делать, и так далее. Однако недавно Нарендра Моди заявил, что будет полностью поддерживать все действия Дональда Трампа относительно прекращения войны в Украине. Это недавняя новость.

Так же и по другим вопросам – они найдут общие знаменатели. Это публичная игра, из которой Индия не может выйти. Они всегда пытались сидеть на нескольких стульях. Это очень часто даёт результат, как и Турции, кстати. Так почему бы не использовать такую стратегию? Им никто этого раньше не запрещал. А сейчас, когда начали накладывать определённые запреты, они реагируют как подростки – протестуют.

Но это надолго не затянется. Если выстроить правильное давление на эти страны, сотрудничество с Россией прекратится. И это будет полезно для всех. Европейские страны тоже не союзники РФ, но торговля проводилась на том же уровне. Индия, например, торгует с Россией примерно на 69 млрд, а Европейский Союз – на уровне около 65 млрд.

Почему тогда не называют Европейский Союз союзником РФ? Это очень специфический вопрос. Здесь нет чёрно-белой дипломатии. Нужно либо всем вместе прекращать сотрудничество с Россией, накладывать торговое эмбарго – в первую очередь нашим партнёрам. И тогда уже требовать того же от Индии или Китая.

– Относительно российского "налёта" дронов на Польшу: страсти уже немного улеглись, прошло некоторое время. Какие сухие выводы можно сделать – какая была цель России и достигла ли она её?

– Во-первых, это только начало. К сожалению или к счастью – не знаю. Возможно, даже к счастью, потому что наконец европейцы почувствуют, что такое настоящая война, и перестанут заниматься глупостями. Во-вторых, цель России – поднять ставки.

Чем меньше они могут позволить себе эскалацию на фронте, тем слабее их позиция в переговорном процессе с Украиной и внутри страны. Вспомните: когда начинался внутренний кризис, экономический или политический, когда падал рейтинг Путина, он сразу принимал радикальные решения. После падения рейтинга до 50–70% он решил захватить Крым. Потом снова всё "улетело в космос".

У них нет других методов. Это дикая страна, которая действует захватническими методами. И они готовы начинать какие-то боевые действия даже на территории ЕС. Хотя логики в этом мало, как и в нападении на Украину. Они не победят Украину, но также не смогут победить страны НАТО. Это 100%. Но они хотят показать якобы свою мощь.

– Вы думаете, что на этом всё и остановится?

– Я уверен: наземную операцию они точно не начнут – нечем. Физически нет ресурсов. Но запускать ракеты, проводить кибератаки или спецоперации они будут – и уже делают. Например, их системы РЭБ на границах глушат сигналы – это известный факт. Это только подготовка к будущим действиям.

Кроме того, они проверяют боеспособность стран НАТО. И уже показали, что те никчёмные. Командующий Сил беспилотных систем "Мадьяр" на пресс-конференции прямо сказал: четыре наши боевые группы беспилотников могут превратить базу НАТО в Перл-Харбор за 15 минут. И он имел основания так заявить. Посмотрите: залетело 20 дронов – и что? Они, как перепуганные дядьки, бегали и ничего не смогли сделать.

Это продемонстрировало беспомощность современных систем обороны НАТО. Они готовились к войне 30–40 лет назад: танки, самолёты, F-35. Польша закупает кучу вооружений, но война теперь другая – это война дронов. И они к этому не готовы. Они выкатывают глаза и смотрят друг на друга.

Поэтому Россия пытается показать: мы сильные, мы крутые, вы нас не одолеете. А значит, пока вы слабы – договаривайтесь с нами.

– Относительно переговорного процесса, который в последнее время, кажется, значительно застопорился, разговоры о нём почти стихли. Стоит ли ожидать в ближайшее время оживления?

– Нет. Никаких перспектив в этом направлении пока нет. Нет предпосылок. Если не будет радикального поднятия ставок с одной или другой стороны, то изменений в переговорном процессе мы не увидим. Должно произойти какое-то радикальное событие – например, наложение суперсильных вторичных санкций. Но и это маловероятно.

Нужен очень сильный удар по экономике РФ. Его пока нет. Экономика России уже стоит на одном колене, мягко говоря, но её нужно добить. Трамп делает всё, чтобы её спасти, а не уничтожить. Почему – не понимаю. Он обиделся, что Путин послал его на три буквы, но уничтожать экономику РФ до конца он тоже не хочет. По крайней мере самостоятельно этого делать он не будет. То, что он сейчас требует от НАТО – накладывать экономические санкции или тарифные ограничения на страны, которые сотрудничают с Россией, – тоже маловероятно.

Есть ещё одна интересная идея – законопроект Линдси Грэма о признании России спонсором терроризма. Если он будет принят, тогда не нужно никаких тарифов: все страны, которые будут сотрудничать с Россией, автоматически попадут под санкции. И это будет касаться даже Европейского Союза. Они точно не захотят попасть под действие этого закона. К тому же он автоматически решает множество вопросов – включая конфискацию 300 млрд долларов российских активов.

Пока есть определённые заготовки, но всё раскручивается очень медленно. Возможно, что-то готовится кулуарно и это со временем обернётся лавиной. Либо же будет продолжаться медленная, постоянная борьба – постепенно, по ступенькам. Сейчас будет 19-й пакет санкций, потом – какие-то тарифы, но это даже не месяцы, а долгий процесс.

– Некоторые народные депутаты от "Слуги народа" пишут, что война в ближайшее время может закончиться и вскоре начнётся предвыборная кампания. Как Вы оцениваете такие заявления?

– Это личное мнение, которое не имеет оснований. Тот же депутат (народный депутат от "Слуги народа" Дмитрий Чёрный заявил, что каденция действующего парламента подходит к концу, – ред.) потом сам объяснил в комментариях, что это его личное мнение, которое не имеет никакой основы. Он сам придумал эту идею и сам её начал раскручивать.

Логики нет. Я всегда прошу: приведите факты, что склоняло вас к этой мысли. Их нет. Единственное основание – это экономическая ситуация в России. Но я сразу дал контраргументы, почему именно сейчас это невозможно.

– То есть у Вас нет оснований верить в "быстрый мир"?

– Абсолютно нет. Если просто говорить, что "война должна завершиться", то в этом нет смысла. Путин выходит и говорит, что война должна завершиться? Нет, он этого не делает. Напротив, он начинает эскалировать ситуацию.

Посмотрим на бюджет. Россияне ищут деньги, на следующий год закладывают свой военный бюджет, готовы продавать ОВГЗ, продавать себе в минус, но будут закрывать дыры. Они не готовятся к уменьшению военных расходов. Они ничего не оптимизируют. Они собираются воевать дальше – убивать, убивать и ещё раз убивать.

На фронте мы тоже не видим никаких признаков ослабления. Как Путин штурмовал, так и штурмует каждый день, всё больше и больше. Уменьшаются ли бомбардировки Украины? Нет. Напротив – они готовят новые производственные планы. Производство дронов, "шахедов" и других систем увеличивают. Там уже закладывают планы на 4 тысячи дронов в месяц. Они лишь наращивают возможности. Я не вижу оснований для слов о быстром завершении войны.

В то же время мы видим в украинском бюджете на 2026 год популистские шаги: увеличение стипендий, зарплат, финансирование дорог. Этот бюджет больше похож на предвыборный, чем на военный. Это абсурд – 10 млрд на стипендии во время войны. Я понимаю, что это нужно, но какая логика? То же самое было с выплатами "тысячи от Зеленского" – 15 млрд гривен просто "выбросили".

– Для чего это делается?

– Чтобы поддержать рейтинг. Люди получили по 1 000 грн и потратили 80% на пополнение телефонных счетов. Это чушь. При этом у нас огромная задолженность за коммунальные услуги – более 100 млрд грн. Но деньги выбрасывают на популизм. В следующем году в бюджете заложен дефицит в 300 млрд грн. В прошлом году так же была дыра в 400 млрд. Это повторяется каждый год. И поэтому вопрос: чем занимается власть? Мы воюем или мы играем в политику и выборы? Это открытый вопрос.

Владислав Булатчик, "ОстроВ"

Раньше «ОстроВ» поддерживали грантодатели. Сегодня нашу независимость сохранит только Ваша поддержка

Поддержать

Статьи

Страна
18.09.2025
10:42

РФ поднимает ставки после визита Путина в Китай: новая эскалация, переговорный процесс, разговоры о завершении войны и выборах

Когда говорят, что Россия не хочет прекращать огонь – это неправда. Россия хочет прекратить огонь, но есть несколько "но". Первое – это капитуляция Украины. То есть огонь прекратится на условиях капитуляции. Второе – как минимум частичное снятие...
Мир
17.09.2025
10:29

«Главное после заключения мира на Украине - полное подавление щирых украинцев». Российские СМИ об Украине

"Речь не идёт о людях, добровольно вступивших в ВСУ, а лишь о частных лицах, собирающих деньги на войну".
Луганск
16.09.2025
14:08

Потребление реальности. Луганский дневник

С водой очень по-разному. В Луганске проблема решена там, где десятилетиями воды не было, и не верится до сих пор, что можно жить без запасов воды на всех горизонтальных поверхностях в доме. Чуть дальше от Луганска не так эйфорично, но все...
Все статьи